регистрация
  главная
 
  романы
  рассказы
  ИТ общение
  статьи
  стихи
  наставления
  размышления
 
  истории
  Миниатюры
  диалоги

Назад, к списку статей

'Торжество СМИблудия' Статья

ТОРЖЕСТВО СМИБЛУДИЯ

С недавнего времени я перестал узнавать радиостанцию «Маяк», как и многие, наверное, другие радиослушатели. Она, станция, изменилась напрочь, потеряла свое лицо. Вначале подумалось, что это временное явление и вскоре все придет в норму. Но, видимо, на это радио пришли другие люди, появились гламурные личности, мелькавшие раньше в глупых телетусовках, рекламах, иллюстрациях амбиций, неталантливости, шутовского куража, циничности и одновременной торопливой алчности. Целый день стоит пустой треп ни о чем, прерываемый диким хохотом, больше напоминающим ржание. Помнится, в первые дни неузнавания любимой радиостанции позвонил в редакцию пожилой, видимо, человек. «Здравствуйте, молодые люди, что же вы с «Маяком»-то сделали? Осталось только появится в вашем эфире Ксении Собчак…» - горько сказал он, но его тут же перебило торопливое: не нравится, есть выключатель… Или что-то вроде этого… Мне думается, скоро уже не хватит выключателей на всю информационную радио и теле шелуху в отсутствие самоцензуры и внимания Власть Имеющих к СМИ. По всей видимости, «Маяк» банально купили и сделали из него еще одну FM радиостанцию, которые, впрочем, имеют полное право на существование, поскольку создавались с нулевого цикла и под определенного слушателя изначально. А «Маяк» многие годы был государственной станцией, с концепцией традиционно-привычной для большинства населения, теплым и светлым маяком для рыболовов, садоводов, отдыхающих на природе, пожилых людей, с его аналитическими программами, разнообразной музыкой, юмором и просто Своим Лицом, умным и добрым. (У китайцев бы поучиться бережливости к традициям, уважению к чувствам пожилых людей и умению определить, ясно обозначить национальную идею). Однажды «Маяк» стал для меня маяком буквально. Выходя в сильную метель со льда Чебоксарского водохранилища, я ориентировался только по сигналу радиостанции, хотя бы примерно. Едва я забирал в сторону от линии восток-запад, сигнал «Маяка» слабел. Видимость была не более двадцати метров, кругом стояла белая стена из снега, и если бы не «Маяк», я еще, вероятно, долго бы блуждал в ледяной нежити водохранилища… И вот теперь «Маяк» чужой… Остается надеяться, что так же банально не купят и «Радио России», впрочем, сейчас, кажется, все продается…
. Во времена, которые именовали «застоем», мы смеялись втихаря в «хрущевских» кухнях, сочиняя анекдоты об маразматиках-орденопросцах; выстаивали в унизительных очередях за колбасой и водкой, ходили голосовать за всегда единственного кандидата, а на самом деле торопились в буфет, где по случаю выборов могли «выбросить» «дефицит», в виде той же пресловутой колбасы.; умирали от скуки на собраниях-обязаловках, где докладчик,обливаясь потом, бубнил и гундосил затертые истины строителя коммунизма, и его никто не слушал, как не слушал себя и сам докладчик. Совершался какой-то шизофренический ритуал с известными условными правилами игры, где восхваляли самое себя, то есть, народ и высшее божество над ним – КПСС… Даже в книгах о рыбалке в предисловии обязательно говорилось о руководящей и направляющей роли коммунистической партии в развитии рыболовного спорта. В ином случае книга просто могла не увидеть свет…
Все это вызывало тогда во мне отвращение, и Родина была для меня лишь в славной истории государства российского добольшевисткого, в Великой Отечественной войне, в лесах, реках и озерах родного приволжья, где было полно дичи и рыбы, и где можно было отдохнуть в безлюдье от идеологического маразма. Мы любили «Битлз», «Лед Зеппелин», «Дип Пепл», «Роллинг Стоунз», и много еще чужой и одновременно близкой музыки, потому что это действительно была музыка, сложная, мелодичная до высокого полета души, как «Лестница в небо» и «Мишелл»; жесткая до экстаза, как «Черная собака». С русской классикой, по иронии судьбы, я познакомился, слушая «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в исполнении группы «Эммерсон, Лэйк энд Палмер», и остался с ней, классикой, навсегда, как и с музыкой рок, фанк и джаз, песней из старого кинофильма «Весна на Заречной улице», с «одинокой гармонью», мелодию которой Виктор Татарский сделал титульной для своей теплой передачи «Встреча с песней»… Не важны жанр и стиль, была бы Настоящая музыка, а не сладкая жвачка попсовых пискунов… Но слушая почти ультразвуковой фальцет Яна Гиллана,«Назарет», «Квин»,«Слэйд», «Пинк Флойд», мы всегда, может быть, скрывая, любили свою Родину, пусть иногда и уродину-мачеху… Тогда люди были почему-то добрее, хоть и не богаты, и поездки на рыбалку происходили как-то компанейски теплее и несравненно добычливее, особенно когда еще не был запущен антиэкологический монстр – ГЭС… И невозможно было себе представить, что придет время, и они, эти же люди, будут вырубать леса, бить «электроудочкой» все живое в реках и озерах до полного уничтожения. Мертвыми, тоскливо-пустыми стали ближние водоемы, а теперь уже и многие дальние… Эта мразь не оставила ничего даже своим детям… Теперь оказалось еще труднее найти Родину в этом непонятном чужом мире гламура, жадности и глупости, в стране, где параллельно существуют два государства – Московия, с заоблачно высоким уровнем жизни, и нищая провинция, спивающаяся от безысходности… Самая читающая, умная страна «физиков и лириков» в один момент перешла на эрзац-чтиво быстрого приготовления, а самым издаваемым писателем стала Донцова… Средства массовой информации отдали кому придется, а между тем, Гитлер и Геббельс смогли в свое время пропагандой поднять на войну, явно несправедливую, казалось бы прагматичную цивилизованную нацию, а Сталин пропагандой поставил на колени великий народ, выбивая его, как скот, гноя в лагерях, и он, народ, плакал, когда умер отец народов – палач кровавый…Чем закончится нынешняя пропаганда бандитского беспредела ?.. Как еще одна крайность, на смену невыносимо плотному идеологическому прессингу пришел идеологический вакуум…
Мы, наивные, еще совсем недавно восторженно желали перемен и, хотя понаслышке знали, как становился капитал в Америке 1929 года, все равно оказались не готовы к тому, что и у нас гладкощекий Чиновник, Вор и Бандит, говоря открытым текстом, станут самыми преуспевающими господами. И начнут расползаться по нищей Руси, словно метастазы, торопливая Всепродажность, Алчность, телеоткровения педерастов и скользкоглазых политиканов, бездарная отечественная попса и столь же беспомощное злое кино – фальшивка-подделка под золотые голливудские боевики. Лучшее телевизионное время в России нынешней отдано сладко-липучим или бандитским сериалам. Едва заканчиваются все эти новостные «ЧП», и звучит, словно в издевку, музыкальный лейбл одной из телекомпаний – «Рассвет на Москве-реке» из «Хованщины» Модеста Мусоргского, - чистая и красивая мелодия- а на экране появляются одни и те же бандитские физиономии, среди которых нет-нет да и мелькнет старый именитый актер, жалкий в этой его нынешней роли. Если бы не питерцы с их «Убойной силой» и «Улицами разбитых фонарей», где кроме бандитских разборок, есть место дружбе, умной иронии, юмору, добру, телевизионное пространство российских каналов напоминало бы скотобойню, морг и зону, в разных вариациях. И если бы не программы умных и порядочных журналистов: Александра Сладкова, Владимира Соловьева, Дмитрия Крылова, Ивана Затевахина, Михаила Кожухова, Алексея Лысенкова, Игоря Прокопенко, Тимофея Баженова, почти одиноких каналов «Культура» и "5"петербургский, нынешняя тележурналистика, видимо, ограничилась бы только вывернутым напоказ грязным бельем попсовых и сериальных псевдозвезд, «Брачным чтивом», «Домом-2», бесконечными судами-шоу, а также смакованием расчленений, асфикций, поз при изнасилованиях, этапов пути и геральдики воров в законе. И уже Стивен Сигал в американском боевике начал «ботать по фене» благодаря современному продвинутому озвучиванию, или, как еще говорят, - озвучанию… Сейчас не ошибешься с выбором программы: можешь наугад ткнуть пальцем в кнопку любого канала и обязательно услышишь: «Не убивал я!..», «Убей!..», «Убили!..» А некоторую историческую документалистику, хорошую комедию или довольно сильные мелодрамы Голливуда можно увидеть только глубокой ночью. Воскресные передачи – изюминки среди обыденной серости, глупого куража и жестокости – свалили в одну кучу и поставили на раннее утро, когда люди обычно отсыпаются после трудовой недели. Чем же господам владельцам каналов не угодили передачи о природе, путешествиях и «Сам себе режиссер»? Мол, кто заказывает музыку..? Но если следовать только потребностям маргиналов, можно совсем одичать… А ведь у нас растут дети, новое поколение… Словно заинтересованные люди настойчиво занижают духовную и интеллектуальную планку людей российских, возводя все в безликий ФОРМАТ…Чтобы играть, как «Битлз», нужно иметь талант от Бога, чтобы создавать крепкую музыку и хорошие аранжировки, нужно быть профессионалом. Проще тиражировать примитивные повторения-секвенции (похожие на заклинания) в бойких минорных последовательностях, попросту называемых «блатными». На этой же грязной пене всплыло вдруг множество писательниц-детективщиц, не имеющих литературного языка, но точно попавших в мутную нынешнюю струю. Лейтмотив всей этой новой «культуры» - деньги и только деньги любой ценой. И деньги гораздо проще делать именно среди обыдленного населения, уже покорно привыкшего к ФОРМАТУ и считающего его нормой… Только в России бездарности могут быть богаты и знамениты…
Голливудские боевики тоже нередко сработаны под одну извилину (многие из них в подметки не годятся советскому еще фильму «Место встречи изменить нельзя»), но они патриотичны в ключе своей национальной идеи, пусть прагматично-лицемерны к окружающему миру, и там есть настоящий мужик (не бандит), красивый, действительно тренированный, а главное справедливый (Мэл Гибсон, Дон Джонсон, Чак Норрис, Сильвестр Сталлоне, Стивен Сигал), непременно побеждающий в хэппи-энде дежурную Сволочь, и это вызывает удовлетворение, поскольку в российской действительности случается не часто. А чеховский финал?.. А правда жизни?.. А нужно ли правды слишком много? Кино, как и Писательство, - есть искажение и без того искаженной действительности. А по мнению некоторых наших СМИ, Правда, видимо, - это натурализм ради натурализма, вплоть до изгаления, куража и почесывания немытых гениталий… И, кажется, сколько народностей и людей, живущих на этой земле, столько и «правд», сталкивающихся, пересекающихся и совпадающих с Главным – Заповедями Христа… К тому же, когда отечественные, свободные наконец журналисты, торопливо-амбициозно соревнуясь в «чернухе», стали сволакивать «правду» со всех помоек и наркопритонов в газеты, то и реальная жизнь по какому-то совпадению тоже стала напоминать большую Помойку и Паталогоанатомический театр с изящной «расчлененкой». Зла и грязи в мире много, но все это распределено в сочетании с добром, а в газетах, концентрированно, в куче, напоминает некий дурно пахнущий «продукт», лишая кого-то веры в будущее, а других (молодых пацанов) заставляя принять, как образ жизни. Сколько уже их, мальчишек-тинейджеров, воспитано в попсовом и бандитском телевизионном пространстве, где преобладает торопливая бездарность, где главными составляющими становятся инстинкты и хватательный рефлекс?..
Мы как-то быстро привыкли к треску сенсационно-пафосных разоблачений отцов коррупции, поскольку эти разоблачения реально заканчивались действительно чеховским концом, где нам вменялось самим додумывать недосказанное… А в это время у чопорной Европы глаза лезли на лоб от пьяно-бесшабашного размаха, с которым быстро научились сорить нахапанными деньгами скоробогатые русские, и в это же время в маленьком провинциальном городке русская же мать со страхом думала о том, чем сегодня накормить ребенка?..
Впрочем, жизнь продолжается, все идет в соответствии с особенностями человеческой породы, не изменившейся за века ничуть, но все же опять напрашивается пара вопросов, из серии все тех же пресловутых проклятых…: есть ли будущее у России?.. И есть ли у страны национальная идея?.. Судя по тому, что «несут» сейчас свободные от цензуры и, очевидно, самоцензуры СМИ, и по равнодушию Правителей к их виртуально-теле-радио продукту, первого может и не быть, а второго точно нет…




aleks-trev
Комментировать могут авторизованные пользователи, чтобы обсуждать Статья зарегистрируйтесь.
Создатель проекта - vovazlo. Спонсорами являются рекламодатели. Запуск произведен в 2008 году.

Яндекс.Метрика